Thursday, July 28, 2011

Иконы против искусства?






Православная Церковь
против
Православной культуры?

Что показало ОРТ
и телеведущий Максим Шевченко -
"Судите Сами"!



Передача "Судите сами" и ее ведущий Максим Шевченко неожиданно выявили самые больные места той ситуации, в которой очутилась Русская Православная Церковь и Россия после 70 лет жизни в рамках атеистического государства. Между тем восстановление разорванной традиции и вопрос преемственности современной России не только с СССР но и с Императорской Россией является вопросом поистине жизни и смерти. СССР давно потерял легитимность как "Evil Empire", и с этим согласился в Рейкявике не только Президент СССР, но и, недавно отпраздновавший юбилей избрания, Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Россия - новообразование, не имеющая связи с исторической Россией, не имеет ни международно-признанных границ, ни права на отстаивание своих национальных интересов даже на своей собственной территории. Соответственно РПЦ после распада СССР внезапно лишилось давления государства и, подобно глубоководной рыбе оказавшейся на поверхности, 20 лет постоянно растет в объеме, забывая о здоровье внутренних органов и о связанных с таким ростом опасностях.


Максим Шевченко "Судите Сами":

В последнее время с невероятной остротой развернулась дискуссия о том, надо ли передавать церкви и другим религиозным организациям ценности, отнятые у них в годы атеистического террора. С опасениями по поводу этого вопроса выступили руководители крупнейших российских музеев и известные деятели культуры, опасающиеся, что передача ценностей, которую уже многие называют реституцией, приведет к тому, что тысячи культурных объектов – монастыри, храмы, иконы, книги – станут недоступными для науки и светского общества.
Н.МИХАЛКОВ: Так это другой разговор. Вы сейчас сказали одну очень важную вещь: "Это вносит раздор, есть же еще и атеисты". Поэтому что? Иконы, которые написаны для верующих, должны служить атеистам, что ли, которые не верят ни во что?
В.ТОЛСТОЙ: Нет. Они должны служить всему обществу.

Н.МИХАЛКОВ: У меня, может быть, самое простое и самое сложное положение. Я не церковный человек и не музейщик, поэтому, так сказать, мой эгоизм человека православного заключается в том, что я хочу видеть икону в церкви или дома. Икона – вещь очень интимная. И мне кажется, что, когда она становится предметом обсуждения, она теряет свою силу.

М.ШЕВЧЕНКО: Отец Всеволод, почему такой важный, общественно значимый закон, который играет такую роль, в том числе и для Русской православной церкви, как мы сейчас выясняем, принимается без консультаций с руководителями крупнейших российских музеев?
о.ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН, председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества: В его обсуждении участвовало Министерство культуры, которое отстаивает, и надо сказать, что отстаивает очень и очень серьезно, интересы музеев, участвует Росохранкультура. И потом, это еще не закон, а, скажем так, рабочий материал. Вот когда он будет по крайней мере в правительство внесен Министерством экономического развития, тогда будет что обсуждать..

И.ЛЕБЕДЕВА: Мы хотели бы, чтобы вера и культура не разделялась таким образом. Это наше общее дело. Мы люди православной культуры. И мы все выросли в этой системе ценностей. Это генетически в нас заложено. Почему же нас вдруг таким странным образом противопоставляют? Во мне живет обида на то, что такой закон без учета мнения специалистов может парадоксальным образом, совершенно того не желая – понятно, что никто не хочет вреда, – но привести к тому, что мы неожиданно довершим то, что начали в свое время большевики и что было продолжено при советской власти.


Эта дискуссия выявила самые больные места России и РПЦ. Прекрасный кинорежиссер Никита Михалков считает, что иконы написаны только для верующих, и что иконы не "должны служить атеистам". Вторя ему, потомок графа Толстого, его противник-единомышленник, считает, что "они должны служить всему обществу". Причем оба забывают, что в Церкви иконы СЛУЖАТ! всему обществу, и что нет ни одной Церкви, на дверях которой висела бы табличка: "Вход только Православным". Кроме того Православный деятель искусства считает, что "когда икона становится предметом обсуждения, она теряет свою силу", забывая, что именно в таком качестве, в музее Икона играет роль миссионера, несущего "Благую весть всем народам" - что заповедано христианам не только Святейшим Патриархом Кириллом.
Представитель Православной Церкви отец Всеволод Чаплин, демонстрирует основную болезнь новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества - нежелание обсуждать с Церковным Народом важные для Церкви и общества вопросы, до того как соответствующий законопроект внесен в правительство. Даже если этот Церковный Народ представлен директором Третьяковской Галереи. Он искренне уверен, что на стадии подготовки закона он должен консультироваться о законе только с чиновниками министерства культуры, подтверждая тем самым их претензию на то, что только они могут отстаивать интересы Российской культуры, а совсем не православные христиане. Даже если одним из них является директор Третьяковской Галереи. Это напоминает то, как издыхающая советская власть внушала комплекс неполноценности своим гражданам, всячески унижая их перед иностранцами.
Понятно, что в такой ситуации Православная Церковь не скоро заинтересуется тем, что говорят экскурсоводы показывая иконы посетителям музеев, в том числе православным христианам, и насколько верно они отображают церковную точку зрения на иконопись. Между тем понятно, что сегодня, когда совсем недавно в Церковь внезапно пришло 100 миллионов не слишком катехизированных человек, этот вопрос намного важнее физического местонахождения икон. "Проповеди" экскурсоводов в Третьяковской галереи могут послужить к славе "Невесты Христовой" не меньше, чем участие музейной иконы в Литургии на Кньжьем Озере. Я боюсь что эта икона не сможет в полной мере способствовать изничтожению гордыни жителей этого замечательного поселка. Хотя если передавать музейные иконы Церкви - то только туда, где община сможет обеспечить их сохранность
Луч света - выступление директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, Она отважно сражалась с самим принципом противопоставления Церкви и культуры, хотя бы и для поиска компромисса. Правда осталось неясным, какие начинания большевиков довершает это противопоставление, и что собственно было продолжено при советской власти. Ну что же, постараюсь ей помочь

No comments:

Post a Comment