Thursday, July 28, 2011

iz_pindemonti

А.С.Пушкин
ИЗ ПИНДЕМОНТИ

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги,
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа -
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
- Вот счастье! вот права...
1836


Все так
Когда бы не Дантес,
Натальин тонкий профиль
И грехи, особенно Гаврилиада!
2010 АБ

На будущее АБ
***
Но было там всего достаточно.
От фатализма до больших проблем с деньгами:
Журнал доходов не приносит жданных,
Павлищев письмами своими досаждает,
Родители дела ведут уж очень непрактично,
Да и отец всегда был скрягой. Между тем
Семья растет, Наталья хороша
И жаждет все нарядов новых, но хотя
Все это пустяки -
Что значит не практично!
Если Сам! Государь! Ошибся!
И идет к Концу Неотвратимо. А поэт?
Бессилен он остановить
Машинное движенье Рока!


Приличествующие случаю Стихи Никиты Поленова.



Аксельбанты, кони, Петербурги
Нищий скарб цыганского узла...
Только треск небесной штукатурки
Мне сегодня память принесла.

Куришь века горькие окурки,
Прислонясь к оконному кресту:
Только треск небесной штукатурки,
Да сердец тюремный перестук.

***
Последнее тепло, последние поленья,
Идёт зима войной, а житницы пусты,
И нам готовит печь немое поколенье
Сжечь напоследок нас, как чахлые кусты.

Приходят вечера, как девочка босая,
И вместо дров вино приносит ученик.
Напиться и смотреть, где новый свет возник,
Как каменную соль, всё позади бросая.



Наташе Скородумовой.

Как узнаешь наперед,
На погибель или взлет
В эту девственную осень
Мне тебя Даос подбросил?..

Есть старинное преданье:
В отдаленную страну
Шел владыка на войну.
Но седой отшельник, в тайне,
Розу красную одну
Положил среди дороги.
Посмотрел воитель строгий –
Не понять ему никак,
Что-же значит этот знак?

И осталось войско в поле
О небесной мыслить воле,
Ни вперед и ни назад, -
А Даос - не виноват!

Так и я - не двинусь дальше,
Размышляя о Наташе:
Дивной розою в пыли
Для меня ты, Натали!


Мадригал Татьяне Юмашевой. (Мое подражание Поленову.)
О солнце поет земляники поляна,
Татьяна о воле грустит постоянно.
Отринула пудру, забыла румяна,
В журнальные кущи ныряет Татьяна!
Пусть будет помощником ей подорожник
Телицу-судьбу вознести на треножник!

Как хлеб ей вручает таинственный книжник,
Живого журнала гранитный булыжник,
Напомнило видно Татьяне преданье,
Что в камне отыщет себе пропитанье!

Темно и обидно в объятьях ЖЖурнала:
Нарвешься, поди-ка, на гамадриаду!
Дубильные воды бредовой услады
В кувшине приносит шафрановый лама.

Давно отшумели кремлевские корты,
Обратное рыльце луны подмигнуло,
Откуда, однако, сегодня пришла ты
Под бдительным оком солдат караула?

Запретную карту повесив на кресло,
Коснулась носком заржавевших педалей,
Ведь служат обедню тебе повсеместно,
Да только буханки в котомку не дали!

Но так заполошно кричат луковерши,
Разостлана рыжими злачная скатерть,
И гости не допили, окаменевши,
Никто не поднимется - значит, не схватят!

No comments:

Post a Comment