Thursday, July 28, 2011

«Жизнь как чудо»

27 января отмечался день Святого Саввы. Это напомнило мне, что одно из самых сильных впечатлений я получил, когда я приехал в Москву и с рекламы фильма Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо», размещенного на брандмауэре здания на Калининском проспекте, на меня посмотрело 40 метровое лицо моего доброго Нью-Йоркского приятеля Славки Стимача. Нет я знал конечно, что Славко великий актер, но чтобы вот так, во все стену советского небоскреба….!
Я познакомился со Славко в храме, в то время, когда он со своей женой Весной Голубович (и вашим покорным слугой) занимались ремонтом квартир в городе Нью-Йорке. Меня поразила та глубокая, но какая-то прикровенная любовь между ними. Славко вообще необычный человек – он в жизни говорит еще меньше, чем на экране, но выражение его глаз настолько выразительно, что, собственно, слов и не нужно. Благодаря ему я начал догадываться о значении слова Исихия. Более того, каким-то образом, но он действительно умеет передать это выражение через объектив кинокамеры. 

Как мне кажется, та любовь, о которой Славко сумел рассказать в фильме «Жизнь как чудо», становится понятной, только если познакомиться с его женой Весной. Воистину, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина!
Весна в то время работала как “interior decorator”, что на русский язык переводится как «маляр-штукатур». Естественно, в Югославии, она получила высшее художественное образование, но в Нью-Йорке в то время была мода на Джеффа Кунса и спроса на такое образование в США не было. Плюс полное отсутствие амбиций – маляр штукатур, так маляр штукатур.

Не знаю почему, но Весна считает себя духовной дочерью Святого Иоанна Шанхайского и Сан–Франциского, (Максимовича) и очень его любит. Отец Кристофер - настоятель кафедрального Собора Покрова Божьей Матери, - очевидно знал почему и уговорил ее написать икону Святителя Иоанна, хотя она до этого никогда икон не писала. Слава Богу, у нас в Церкви в то время работала иконописная школа. Весна долго отказывалась, считая себя недостойной, но Отец Кристофер настоял – и за это мы все должны ему быть благодарны. В результате появилась замечательная икона, доказывающая, что в иконописи главное не мастерство и тренировка, а Любовь. Правда, мастерства в процессе написания этой иконы ей было у кого набраться, но это как раз тот случай, когда ученик в своей первой иконе превзошел учителя – настоящего мастера. После этого она создала фреску Святого Саввы - вот где пригодился опыт маляра- штукатура.
Впоследствии Весна вместе со Славко расписала трапезную нашей Церкви, создав замечательный и единственный известный мне пример того, как современное искусство может стать искусством церковным. Будем надеяться, что со временем Русская Православная Церковь заметит и оценит тот вклад, который внесли Славко Стимач и Весна Голубович в Православную культуру.

No comments:

Post a Comment